Аннотация:В статье изложены научные особенности предмета художественной критики (ХК), объектом которой, в отличие от истории и теории искусства, являются животрепещущие вопросы новых произведений, новых явлений, тенденций искусства и их порождающие идеалы. В этом случае ХК есть проект истории искусства. Но также очевидно, что художественная критика — это передовое звено методологии искусства, так как стоит также вопрос формирования, а иногда изменения точек зрения на общепринятые положения методологии и истории искусства. Однако новые явления часто не могут быть оценены в дидактике существующих приемов анализа. Тогда художественный критик создает особую предметную ткань в направлениях описания, анализа, интерпретации и оценки произведений. Так формируются и новые содержательные ракурсы. Стоит еще вопрос жанровой природы ХК и форм творческого вопрошания в личном суждении. При этом важное значение имеет вопрос построения текста в приемах писательства. Кроме того, основной формой высказывания в художественной критике часто становится эссе как открытая жанровая форма, которая складывается в конкретное время и в конкретной тематике вопроса. В общем виде это зависит от объекта и цели, которые ставит автор, а также от субъектов и других заинтересованных в критике сторон, для которых пишется текст. Соответственно, научный контекст ХК представляет собой обособленную феноменальность заострения актуальных аспектов содержания искусства, с точки зрения процессов культуры и академического знания. При этом критическое высказывание опосредует решение прикладных вопросов темы в образовании, музееведении и др.