Аннотация:Статья представляет итоги исследования процессов культурного(вос)производства в Тарусе как в одном из малых городов России. Эти процессы,которые часто связаны с памятью и наследием, и акторы которых аккумулируютсобственный социальный капитал, по мнению авторов, влияют на качественныеизменения городской среды и трансформируют вроде бы устоявшуюся «провин-циальность». Ключевой теоретической рамкой исследования является концепция«депериферизации» урбаниста М. Кюна, в которой «периферийность» городарассматривается не как устоявшийся пространственный факт, а как общественнаяконфигурация, сложившаяся в неравных отношениях власти и подчинения, какдлящийся процесс, в котором можно выделять разные аспекты, и который можетбыть повернут вспять. Таким образом, в жизни периферийных сообществ могутвозникать депериферизационные процессы, направленные на развитие этих со-обществ. В статье описаны два исследовательских кейса: а) история традицион-ной культурной практики вышивки «калужской цветной перевити», которая про-шла путь от локального народного промысла, основанного на ручном труде, кширокому индустриальному производству, известному на всю страну, и далее всвязи с экономическим кризисом и резким сокращением работы фабрики в1990-е гг. «перешла» в пространство наследия с его патерналистским дискурсом;б) современная практика художественной мозаики, привнесенная в городское со-общество одним предпринимателем, интегрированная в другие городские куль-турные практики и пространства и аккумулирующая также развитие новых местпамяти и инициатив, связанных с наследием и коммеморацией. Эти случаи куль-турного производства можно рассматривать как самостоятельные деперифериза-ционные факторы, способствующие росту социального капитала малого города.