К вопросу об интерпретации образа лошади в искусстве и культуре Возрождения: сюжетные и концептуальные аспекты интерпретации рисунка «Похищение Фавна»тезисы доклада
Место издания:С.-Петерб. гос. ун-т ветеринар. медицины, С.-Петерб. ин-т истории Рос. акад. наук, Ассоц. исследователей истории торговли, купечества и тамож. дела Санкт-Петербург
Аннотация:Конь является главным спутником человека на протяжении всей многовековой истории. Свидетельства тому сохранились в мировой культуре, начиная с наскальной живописи. Особое значение конь приобретает в античном мире, где его символами становятся красота, грациозность, мощь и завораживающее стремительное движение. Их удивительная сила в сочетании с выносливостью становятся символом порядка, а исполинская мощь и неукротимый нрав олицетворяются с природной стихией. Так, одной из зооморфных ипостасей Посейдона являлся конь, необузданный нрав которого античные сказители и мастера связывали с инстинктивными побуждениями человеческой природы (страстью и желаниями). В то же время созидательная сила коня соотносилась в искусстве и литературе с образом Пегаса, и по сей день символизирующего творческое вдохновение. В рамках литературной и изобразительной традиций на протяжении разных эпох неоднократно появлялось изображение коня, запряженного в колесницу. Бига, трига, квадрига были главными атрибутами богов древнего эпоса и не раз упоминаются Гомером в описании выезда олимпийцев. Особое значение символ колесницы приобретает в философской античной мысли, становится ее традиционной частью, от Парменида до Боэция, постепенно перерастая в дискурс о бытии и душе. Эпоха Возрождения в образе колесницы видела героизацию души и ее двоякое предназначениеВ данной статье мы рассмотрим образ платоновской колесницы-души и его претворение в искусстве раннего Возрождения.