Аннотация:Развитие международной торговли сопровождается изменением используемых инструментов защиты внутреннего рынка и национальных производителей. Деятельность ВТО, направленная на сокращение уровня тарифной защиты, привела к более интенсивному использованию нетарифных мер, которые не всегда декларируются на мировой арене в качестве защитного инструмента. В частности, в последние годы значительно возросло применение такого инструмента, как экономические санкции. Целью работы является анализ роли экономических санкций в системе мер нетарифного регулирования международной торговли. В работе представлен ретроспективный анализ классификаций нетарифных мер регулирования международной торговли, а также отмечены преимущества и недостатки предложенных подходов. Дана оценка применимости рассмотренных классификаций нетарифных мер для научно-практического изучения экономических санкций. Установлено, что в настоящее время основным признаком экономических санкций является их политическая мотивация. В рамках работы рассматриваются основные аспекты экономических санкций, применяемых в отношении Ирана, КНДР и России. Подчеркивается, что ввиду высокого уровня глобализации современные санкции влияют на всех участников международной торговли вне зависимости от их отношения к субъектам или предмету конфликта, послужившего поводом для применения таких защитных мер. В качестве примера влияния экономических санкций на третьи стороны, не участвующие в конфликте, приводится такое явление, как вторичные санкции. Автор высказывает предположение, что создание международного независимого органа, занимающегося вопросами оспаривания вторичных санкций, может способствовать появлению аналогичного органа, чьи полномочия будут охватывать вопросы всех экономических санкций. Барьером к появлению такого органа являются сохраняющиеся протекционистские настроения в международной торговле. В рамках работы автор приходит к выводу, что экономические санкции, как и нетарифные меры, в целом являются важным элементом современного этапа развития международной торговли.