Аннотация:Русский Космизм – это социокультурное движение, наиболее активная и комплексная фаза которого приходилась на последнюю четверть XIX – первую треть XX веков, со сложной структурой, включающее минимум три основных взаимодействующих направления: религиозно-философское (Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, В.С. Соловьев), художественно-мистическое (Н.К. Рерих, И.А. Ефремов, А.Н. Скрябин) и естественно-научное (К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский). Эти направления объединяла центральная идея необходимости активной и осознанной эволюции обитаемого мира и человечества, как не только планетарного, но и космического феномена. Эта идея может рассматриваться как отличительная особенность именно Русского Космизма. По сравнению с Русским Авангардом, другим опиравшимся на науку социо-культурным движением, существовавшим в России в конце XIX – первой трети XX веков, имевшим большое международное влияние и охватившим полный спектр искусств, в т.ч. прикладных, Русский Космизм гораздо меньше известен самым широким интеллектуальным кругам как во всем мире, так и в самой России. У него примерно противоположная траектория создания «исторического резонанса»: в период наиболее продуктивного творчества его корифеев он был известен лишь узким кругам вовлеченных единомышленников и коллег, причем не только в религиозно-философском или художественно-мистическом, но даже в естественно-научном направлении. В.И. Вернадский, ученый-энциклопедист, в своих поздних трудах развивал воззрения Русского Космизма, но, увы, вплоть до последнего года жизни совершенствуя учение о Ноосфере, донес его до нас в виде, скорее, грандиозной исследовательской программы, основанной на воистину провидческих, ставших явными «широкой научной мировой общественности» лишь полвека спустя после их создания эмпирических обобщений. В развитии прямой практической реализации ряда этих эмпирических обобщений естественно-научное и художественно-мистическое направления Русского Космизма сыграли выдающуюся роль, внося, таким образом, непосредственный вклад в развитие концепции Ноосферы. В важнейшую сферу деятельности естественно-научного направления входило развитие космической компоненты дальней связи, что также способствовало развитию концепции Ноосферы. Советская космическая программа, в руководстве которой были сторонники Русского Космизма, открыла в 1957 г. космическую эру истории человечества. Человек впервые проник в космическое пространство, успешно реализовывались проекты космической связи и космического телевидения. Роль художественно-мистического направления в развитии концепции Ноосферы реализовалась в культурологических проектах с долговременными (гео)политическими последствиями, путем активизации повестки кросс-культурного взаимодействия, признания абсолютной ценности сохранения культурного разнообразия мира, осуждения культурного, концептуального и информационного диктата. И если в прошлом вклад этих направлений в развитие концепции Ноосферы проявлялся разновременно и не согласованно, то ныне есть основания предполагать, что в обозримой перспективе они будут взаимодействовать более синхронно и резонансно.