Аннотация:Основная цель статьи заключается в том, чтобы реконструировать важнейшие идеи философии образования Канта. Фундамент современной системы образования выстраивался в европейской культуре в течении многих веков. Несмотря на некоторые аспекты разного видения проблем образования у мыслителей разных эпох, в конечном счете, система образования как таковая оказывается системой, которая в своей основе базируется на аналитике текста. Без диалога «сквозь века» с мыслителями прошлого, их текстами классическая система образования просто невозможна. Практика вопрошания, построенная на ее базе теория, показывают, что за внешне простой задачей сформулировать вопрос стоит сложная работа, о которой, в частности, пишет И. Кант в «Критике чистого разума». В статье показывается, что для Канта корректно выстроенная процедура вопрошания является показателем интеллектуальных способностей человека, что, свою очередь, некорректно выстроенная процедура вопрошания влечет за собой бесполезные, «нелепые» ответы. В статье проводится мысль о том, что диалог с текстом оборачивается к нам в качестве аналитического исследования. Такое кантовское отношение к тексту и диалогу «сквозь века» делает естественным тот факт, что данная статья опирается, с одной стороны, на интеррогативную методологию, с другой – на методологию экспертного анализа текста, разработанную одним из авторов данной статьи и опубликованную в работе «Экспертный анализ текста: методология и практика» [Сорина, 2017]. При этом авторы статьи в своей работе опираются не только на методологию классической аналитики, разработанной Аристотелем, но и на идеи неклассической аналитики. В работе впервые вводится в научный оборот в рамках открытой научной публикации понятие «неформальная аналитика текста» (НАТ). Статья из журнала списка Скопус.