“The Knight from Nuremberg” by O.D. Forsh: The image of the artist and the motivic trace of Dr. Faustus (the search for a historical prototype within the framework of the historical and biographical method)статья
Аннотация:Данная статья посвящена сопоставлению литературного героя из произведения Ольги Дмитриевны Форш «Рыцарь из Нюрнберга», художника Ребиха, и реальнойисторической личности – художника Николая Рериха, и значению использования такого приема при изучении литературного произведения. Цель исследования – рассмотретьобраз творца в русской литературе начала XX в., уделяя особое внимание фаустовскомутипу героев. Анализ прозаического произведения через поиски исторических прототиповпозволит построить вокруг исследуемого текста реалии эпохи, что в свою очередь прочертит связь литературы и истории при изучении в школе. Исследование построено на сопоставительном анализе – этот метод применяется и при сопоставлении биографий персонажа и реального исторического лица, и при выявлении черт фаустовского героя в рядепроизведений. В статье проводится последовательный сравнительный анализ отрезковбиографий героя повести и реального художника, при этом особое внимание уделяетсявопросам мировоззрения художника эпохи Серебряного века (через философские и идейные акценты), творческим изысканиям (особое внимание авторскому стилю художника)и его быта. В результате, была найдена идейная схожесть повести О.Д. Форш и трагедииИ.В. Гете «Фауст», что позволяет говорить о фаустовском творце. Исследовательская работатакже демонстрирует, что поиск прототипов как прием историко-биографического методапродуктивен для школьного изучения произведения, особенно если речь идет об эпохеСеребряного века – периоде, когда многие писатели, поэты, художники и представителииных творческих профессий становились рупорами того или иного общественного мнения.