Аннотация:В статье впервые в отечественном литературоведении объектом исследования становится книга путевых записок французского литератора Виктора Тиссо (1845‒1917) «Россия и русские» (1882). Путевые записки Тиссо о России рассматриваются в контексте русско-французских отношений на рубеже XIX‒XX вв., растущего интереса к России во Франции накануне заключения русско-французского альянса. В статье доказано, что базовой оппозицией, конструирующей образ России у Тиссо становится противопоставление России и Украины, при этом образ Малороссии поэтизируется автором, она осмысливается не без влияния идей А. Мицкевича и С. Робера как хранительница исконной «славянскости». Несмотря на поэтизацию Украины, истинным центром Российской империи, городом, выражающим дух страны, Тиссо считал Москву. Показано влияние на Тиссо путевых записок о России Теофиля Готье, импрессионизма, традиции Жермены де Сталь. В статье проводится мысль. что, продолжая, с одной стороны, традицию «эстетизированного» дискурса Готье о России, Тиссо, с другой стороны, стремился противопоставить ей более «реалистический» образ Москвы и России за счет расширения сферы изображаемого, описания не только парадной, но и теневой жизни Москвы и России. Отмечено, что характерной особенностью поэтики Тиссо становится сочетание эстетизации с макабрическими и готическими элементами в структуре образа России. Сделан вывод о заметном вкладе Тиссо в разрушение мифа о закрытости России, созданного Кюстином и парижской прессой и в целом позитивного образа России в преддверии заключения русско-французского альянса.