Аннотация:В статье анализируются взгляды известного современного французского ученого и мыслителя Режи Дебрэ на образование в контексте его концепции личности и культуры, показано влияние на него структурализма, идей Р. Барта, торонтской школы, Л. Альтюссера, проведено сопоставление некоторых положений теории «трансмиссии» Дебрэ, касающихся образования, с идеями Ж.-Ф. Лиотара. Выявлены различия в концепции знания Дебрэ и Лиотара, критическая оценка Дебрэ технологического детерминизма Г.М. Маклюэна. Отмечается полемическое отношение французского ученого к некоторым существенным моментам американской культурной традиции: концепции self-made man, «бегству от культуры», а также его неприятие ницшеанского витализма и инстинктивизма. Рассмотрена проекция философско-культурологических взглядов Дебрэ на практику современного образования, отношение мыслителя к образовательным стандартам, рейтингам вузов, широкому внедрению новых информационных технологий в образовательный процесс. Затрагивается вопрос о трактовке Дебрэ политического аспекта современных образовательных стратегий, а также о причинах снижения статуса институтов трансмиссии (одним из которых является Школа в широком смысле слова) на фоне роста престижа институтов коммуникации и информации, прежде всего СМИ. Описаны взаимосвязанные базовые ментальные оппозиции, конструируемые Дебрэ: культура/техника, трансмиссия/коммуникация, медлительность / скорость. Кризис современной системы образования Дебрэ связывает с кризисом европейской культуры, одним из признаков которого, по мнению ученого, является блокировка механизмов трансмиссии. Книга Дебрэ «Введение в медиологию» трактуется как манифест антипостмодернизма. Констатируется актуальность идей Дебрэ, их значимость для понимания тех процессов, которые идут в современном образовании.