Аннотация:Люди существенным образом отличаются по тому, как они обычно объясняют себе причины про-
исходящих с ними жизненных событий — как позитивных, так и негативных. Психологические ис-
следования показывают, что дети, склонные мыслить оптимистично обладают рядом преимуществ
перед своими сверстниками, мыслящими пессимистично, демонстрируя меньшую склонность к
депрессии, к агрессивному поведению и более позитивные отношения со сверстниками. В статье
представлены результаты разработки детского опросника оптимистического атрибутивного сти-
ля (ОАС-Д). Методика представляет собой основанный на теории выученной беспомощности и
оптимистического атрибутивного стиля М. Селигмана, Л. Абрамсон и Дж. Тисдейла компактный
инструмент оценки оптимизма как стиля объяснения позитивных и негативных жизненных ситу-
аций у детей и младших подростков (9—14 лет). Результаты конфирматорного факторного анализа
показывают, что методика характеризуется двухфакторной структурой и демонстрирует приемле-
мые показатели надежности. Валидность опросника хорошо подтверждается наличием ожидаемых
взаимосвязей стиля объяснения с показателями психологического благополучия, диспозиционно-
го оптимизма, позитивного отношения к жизни и отдельным ее составляющим, депрессии, а также
академической успеваемости. Результаты методики не подвержены влиянию фактора социальной желательности. Предложенная методика может быть рекомендована к использованию исследовате-
лями и школьными психологами для оценки оптимистического атрибутивного стиля как одного из
важнейших факторов психологического благополучия школьников, а также для оценки эффектив-
ности когнитивно-ориентированных тренингов для подростков.