Аннотация:Предметом исследования в данной статье является эпистемический патернализм, рассмотренный в ракурсе социальной эпистемологии. В качестве методологии исследования используются методы социально-философского познания (системный, функциональный, информационный и др.). В статье обосновывается идея, что, несмотря на вариативные оценки эпистемического патернализма, он имеет объективные основы для существования и в той или иной форме воспроизводится в процессах познания, означая вмешательство со стороны акторов в процессы познания индивидов без их согласия, но с целью принести им благо. Вместе с тем во многих случаях эпистемический патернализм трудно отличим от патернализма вообще. Обосновывается, что должны выполняться определенные условия, позволяющие выделить эпистемический патернализм из общего патернализма. Но и в этом случае важно определить: кто реализует такое вмешательство, с какой целью и к каким результатам это приводит. Вариант эпистемического либертарианского патернализма представляется предпочтительным, хотя и он не смог избежать недостатков. Ставится вопрос: можно ли считать выбор, сделанный индивидом в процессе познания, исходя из заданных эпистемических условий, действительно свободным, а его самого – автономным субъектом познания? Такой вариант патернализма во многом соответствует концепции «подталкивания», в которой создание соответствующих условий «подталкивает» индивида к определенному выбору. При этом остаются нерешенными следующие проблемы: кто имеет право осуществлять это «подталкивание», как определить истинные цели подобного вмешательства и не допустить злонамеренных действий со стороны вмешивающихся, и другие.