Аннотация:Жанр «предложение», обладая лингвокультурологической спецификой, может представлять трудность для иностранных учащихся, а потому требует включения в учебный процесс упражнений, формирующих правильное восприятие намерений говорящего и навыки самостоятельного выражения «предложения» в конкретных ситуациях общения. В этой связи целью исследования стало описание речежанровых моделей «предложения» в лингвистическом и прагматическом аспектах для последующего использования при составлении учебных упражнений, направленных на формирование у иностранных учащихся навыков рецепции и продукции. В работе применены описательный и контекстуальный методы, а также метод дидактического моделирования. Материалом для исследования послужили данные Национального корпуса русского языка, тексты драматургических произведений и кинофильмы. В результате последовательно рассмотрены речевые модели «предложения» с учетом семантики, жанровых и дискурсивных особенностей, описаны композиция и тактические приемы, представлены учебные упражнения, последовательное выполнение которых помогает иностранным учащимся понять лингвокультурологическую специфику анализируемого явления и отработать навыки использования данного жанра в речи. В заключение подчеркивается теоретическая и практическая значимость работы.