Аннотация:Впервые представлен анализ того, как интерпретируется в русской поэзии XX-XXI вв. знаменитая статуя Пушкина-лицеиста в Царском Селе. Выявляется первостепенная значимость И.Ф. Анненского в открытии монумента и его поэтическом осмыслении. Используя историко-литературный и поэтологический методы исследования, автор прослеживает поэтические мотивы, связанные с созерцанием памятника: поэты констатируют задумчивость юноши как состояние вдохновения, отмечают оживание статуи, видя в ней олицетворение вечной молодости, раскрывают внутреннюю неоднозначность Пушкина. Наряду с жизнеутверждающим восприятием памятника выявлены драматизм и безысходность в его описании, связанные с недолговечностью существования. Показано, что на мифологизацию статуи влияют прецедентные тексты, посвященные Пушкину, его собственное творчество, а также восприятие Царского Села как символа культуры.