Проектирование информационно-поисковых онлайн технологий в профессиональном консультировании (на примере экспертной системы «Выбирай и поступай - ВИП»)статья

Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 29 марта 2018 г.

Работа с статьей

Прикрепленные файлы


Имя Описание Имя файла Размер Добавлен
1. Полный текст Статья в журнале VMU_Ser_14_No_2_2017_95-113_Pryazhnikov_i_dr.pdf 697,9 КБ 13 ноября 2017 [angusev]

[1] Проектирование информационно-поисковых онлайн технологий в профессиональном консультировании (на примере экспертной системы Выбирай и поступай - ВИП) / Н. С. Пряжников, А. Н. Гусев, К. С. Тюрин, Л. Н. Самборская // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2017. — № 2. — С. 95–113. В статье рассматривается проблема разработки онлайн технологий для профориентации и профконсультации подростков с учетом их огромного интереса к компьютерным программам (игровым, развлекательным), с одной стороны, и явным недостатком научно обоснованных компьютеризированых методик профессионального самоопределения, с другой стороны. Анализируются позитивные и сомнительные аспекты проектирования и практического использования онлайн технологий в профессиональном консультировании сравнении с существующими технологиями, используемыми в профконсультировании. Также рассматриваются возможности и ограничения проектирования и практического применения онлайн технологий при решении основных задач профориентации (информационно-справочных, психодиагностических, морально-эмоциональной поддержки клиента, помощи в принятии решения и в карьерном планировании). На примере разработки авторской методики Выбирай и поступай - ВИП, предназначенной для онлайн использования самоопределяющимися подростками, показаны проблемы, с которыми сталкиваются проектировщики подобных программных продуктов, варианты решения этих проблем, а также - предварительные результаты практической апробации новой технологии. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентация, профконсультация, проектирование компьютерных онлайн методик. Abstract. The article concerns the problem of developing online technologies for adolescents’ career guidance and professional consultation with regard to their huge interest in computer programs (games and other entertainments) on the one hand, and the apparent lack of science-based computer methods of professional self-determination, on the other hand. We analyze the positive and questionable aspects of the design and the practical use of online technologies in professional counseling compared to existing technologies used in the professional consultation. We also consider the capabilities and limitations of these online technologies in solving the basic problems of vocational guidance (information, diagnostic, moral and emotional support of the client, assistance in decision-making and career planning). For example, the development of the author's methodology of “Choose and enter” (in Russian – Vybiray i Postupay – “VIP”) designed for self-determining adolescents’ online use, shows the problem facing the designers of such software products, solutions to these problems, as well as preliminary results of practical approbation of the new technology. Keywords: professional self-determination, vocational guidance, professional counseling, design of computer online technologies. [ DOI ]

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть