Шестое доказательство»: нравственный императив Канта как код прочтения М.А. Булгакова («Мастер и Маргарита») и Н.А. Заболоцкого («Где-то в поле, возле Магадана…»)статья
Аннотация:Целью статьи является изучение роли, которую играет в литературе ХХ в. важнейшая категория идеалистической философии И. Канта – нравственногоимператива. Объектом исследования стали два произведения: роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и стихотворение «Где-то в поле возле Магадана…» Н.А. Заболоцкого.Исследование построено на сопоставительном анализе художественного текста и философских концепций, к которым он апеллирует в явном или скрытом виде. Предметомисследования стала философская категория нравственного императива, формирующаясмысловой код прочтения многих произведений русской литературы, два из которых –в центре настоящей статьи. В статье показывается, что фигура Канта появляется в первой же главе романа Булгакова вовсе не случайно. При том, что и Берлиоз, и Воланд оспаривают «шестое доказательство» бытия Божия, предложенное «беспокойным старикомИммануилом», именно нравственный императив Канта задает философский код прочтения романа. Все герои Булгакова находятся в ситуации выбора, и разрешение конфликта между Воландом и каждым из них определяется этим выбором. Так поступает Мастер,предпочитающий сжечь роман, но не публично от него отказаться; Маргарита, просящаяза Фриду, но не за своего возлюбленного; Иван Бездомный, отрекающийся от собственной поэзии. Следование нравственному императиву – вот что противостоит Воландув художественном мире романа Булгакова. Анализ стихотворения Заболоцкого показывает сложную диалектику связи образа звездного неба с судьбой двух его героев. Ситуациятрагической гибели «двух несчастных русских стариков», обусловленная конкретно-историческими обстоятельствами, ставится поэтом в контекст «дивной мистерии вселенной»,расширяется до космических масштабов.