Аннотация:В статье рассматривается особый тип издания фольклора — этовысокохудожественная, отличающаяся первоклассной полиграфией книга, предназначенная для широкого круга читателей. Отмечается, что книги подобного рода, называвшиеся «роскошными», существовали и в XVIII, и в XIX вв., но в подавляющембольшинстве они были не фольклорного содержания. Процесс становления такоготипа издания фольклора показан на примере трех опытов: «Альбома русских народных сказок и былин», вышедшего в 1875 г. в издательстве Г.Д. Гоппе, экспериментовЕ.Д. Поленовой второй половины 1880-х гг. и серии русских сказок из 6 книжек-тетрадей в оформлении И.Я. Билибина, напечатанных в Экспедиции заготовления государственных бумаг (1901–1903). В статье освещается история создания данныхкниг, характеризуются их особенности. Показывается, что новаторские принципыоформления фольклорного издания, разработанные Е.Д. Поленовой, не были воплощены в качественный полиграфический продукт. Примерно 20 лет спустя соединениеусилий И.Я. Билибина, нашедшего стиль оформления фольклорного произведения, воспринятый многими поколениями читателей как наиболее адекватный такого родатекстам, и Б.Б. Голицына, обеспечившего изданию уникальную полиграфическую базу,позволило сделать существенный шаг к закреплению за фольклорной сказкой статусасимвола национальной культуры. В заключение подчеркивается, что художественныеиздания фольклора выполняют в культуре общества специфическую функцию, превращая народное творчество из наследия прошлого в эстетический феномен настоящего