Аннотация:Цель. Выявить особенности производства и использования транспортного биотоплива в отдельных развивающихся странах, а также оценить потенциал развития биоэтанольной отрасли в Российской Федерации (РФ).
Задачи. Обобщить опыт производства и использования транспортного биотоплива в Бразилии, Китае и Индонезии; определить специфику развития биотопливной отрасли в указанных развивающихся странах.
Методология. В процессе исследования применены методы системного анализа, сравнительного анализа, метод экспертных оценок, математический, статистический.
Результаты. Показана специфика развития биотопливной отрасли в Бразилии, Китае и Индонезии. Производство и использование транспортного биотоплива в этих странах осуществляется в рамках системной государственной политики, сфокусированной на диверсификации энергопотребления, продвижении возобновляемых источников энергии, снижении выбросов загрязняющих веществ и стимулировании экономического роста. Определены возможности и риски развития производства и использования транспортного биотоплива. К возможностям следует отнести в первую очередь формирование дополнительного спроса на сельскохозяйственную продукцию (в том числе отходы) и снижение выбросов углекислого газа транспортным сектором. Вместе с тем производство транспортного биотоплива первого поколения может отрицательно воздействовать на продовольственную безопасность, переориентируя сельхозпроизводителей с производства «продовольствия» на производство «сырья для энергетического сектора», и естественные природные экосистемы, способствуя вовлечению в сельскохозяйственный оборот новых земельных участков.
Выводы. Системный анализ накопленного опыта производства и использования транспортного биотоплива в Бразилии, Китае и Индонезии свидетельствует о перспективности развития биоэтанольной отрасли в России. В то же время реализация данного направления не должна способствовать усилению антропогенного воздействия на окружающую среду и отрицательно сказываться на доступности продовольствия.