Аннотация:Практическая психологическая работа в системе народного образования открывает для начинающего специалиста возможность узнать многие стороны профессиональной деятельности и значительно расширяет представления об организации психологической работы, а также знакомит с разными техниками и приемами. Развитие различных психических познавательных процессов, в том числе речи, а также формирование коммуникативных умений и навыков, являются одними из приоритетных задач психолога при работе с детьми и подростками.
С аналитических позиций психологии развития и возрастной психологии, а так же – социальной психологии (в частности – социальной психологии детства), – что в совокупности составляет социальную психологию развития, – в настоящей статье конспективно представлены следующие содержательные аспекты и параметры: речь (как психический познавательный процесс); язык (как средство выражения речи); психическое развитие личности в общении; специфика развития личности и специфика общения в детских возрастах; ведущая деятельность и речь; детские возрастные кризисы: коммуникативная сфера личности.
Ключевые слова. Возраст, развитие, педагогика, психология, общение, детство, детский возраст, возрастной этап, взаимодействие, коммуникация, сфера общения, коммуникативная сфера личности, социальная перцепция, психология общения, развитие личности в общении, интерактивная сторона общения, речь, язык, мышление, речевая деятельность, функции речи, специфика общения в детстве, младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, кризис одного года, кризис трёх лет, кризис шести-семи лет.