Аннотация:На современном этапе одной из актуальных задач психолого-педагогического и социально-психологического содержания безопасности образовательной среды является структурный учёт особенностей и специфики разнообразного контингента детей и подростков. Среди них, к великому сожалению, подвергающиеся насилию и жестокому обращению дети и подростки не являются редкостью. Это насилие над детьми и подростками имеет различные формы, проявления и виды, о чём и повествует данная статья, акцентирующая в данном контексте внимание на насилии в семьях.
Ключевые слова: дети, подростки, жестокое обращение, насилие, психологическая безопасность, домашнее насилие, физическое насилие, сексуальное насилие и развращение, психическое (эмоциональное) насилие, моральная жестокость, ближайшие последствия жестокого обращения с детьми, отдалённые последствия жестокого обращения с детьми, нарушения физического и психического развития детей, испытывающие насилие дети и подростки, различные заболевания как следствие насилия, психические и психологические особенности, пострадавших от насилия детей и подростков, социальные последствия насилия для детей и подростков.