Российские студенты о возможностях и ограничениях использования искусственного интеллекта в обучениистатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 10 июля 2024 г.
Аннотация:Стремительное вхождение искусственного интеллекта во все сферы жизнедеятельности общества нуждается в фиксации происходящих изменений и системном социологическом изучении. Образование и наука в этом процессе являются ключевыми ресурсами, которые, с одной стороны, разрабатывают технологии искусственного интеллекта (ИИ), совершенствует их, а, с другой стороны, в полной мере испытывает на себе давление противоречий, вызываемых новыми технологиями. В этой связи, для высшей школы и общества в целом важно понимать, как реагируют на новые возможности и технологии студенты, насколько они вовлечены во вхождение ИИ в их учебную деятельность и как оценивают свой опыт применения новых технологий. В настоящей работе рассматриваются оценки российских студентов личного опыта использования моделей генеративного ИИ (нейросетей) в учебной деятельности, выделяются наиболее востребованные функции ИИ, оценивается удовлетворенность от этого взаимодействия. Основой для анализа послужили данные опроса студентов вузов России, проведенного в 2023-2024 гг. (N=52919). Исследование выявило, что, несмотря на массовое увлечение цифровыми технологиями и использованием нейросетей, студенты российских вузов весьма неоднозначно оценивают их применение в процессе своего обучения. К старшим курсам нарастает критическое восприятие возможностей, предоставляемых ИИ, и формируется более взвешенное отношение к их возможностям.Данные исследования позволяют сделать вывод, что использование моделей генеративного ИИ в образовательном процессе влечет за собой принятие комплекса необходимых решений, как по непосредственному регулированию применения, так и по этическим вопросам, пересмотру форм самостоятельной работы студентов, в том числе итоговых аттестаций и тестовых заданий, а также диктует необходимость поиска конструктивных подходов по использованию возможностей ИИ для повышения качества образования и совершенствования работы высшей школы в целом. Кроме того, ИИ ставит перед высшей школой задачу формирования и развития у студентов компетенций, направленных на критическую оценку результатов взаимодействия человека и нейросети, понимания ограничений и возможностей генерируемой информации, допустимых форматов ее использования в научной и учебной работе.