Аннотация:Аннотация: В статье характеризуется отношение Пушкина к Фенелону,в том числе его отзывы о французском авторе, факты, свидетельствующие оего интересе к доступным ему изданиям сочинений Фенелона, стихотворныйэкспромт Пушкина «Скучной ролью Телемака…» (1824), позволяющий обсудить не только некоторые биографические факты, отражающие пребываниеПушкина на юге России, но и его мировоззрение, соотнесенное с «духомэпохи» и отразившееся в целом ряде произведений. Проблема идентификациискрытых цитат из произведений Фенелона в сочинениях русского поэта рассматривается как имеющая второстепенное значение, а наиболее существенной признается сложно организованная сфера отраженных воздействий налитературно-идеологическое пространство пушкинской эпохи, в которомпоэты и мыслители прошлого присутствовали неотменимо как те, кто задалрелигиозно-философскую и идеологическую «повестку дня». Важным элементом этого пространства было духовное наследие квиетизма, интереск которому сохранялся на всем протяжении XVIII в., особенно в масонскойсреде, и усилился в 1810-е гг. В параллель к квиетистскому учению о возможности нисхождения благодати в душу, отрешившуюся от мира и от самой себя,собственной неизбывной без благоволения свыше греховности, Пушкинсоздавал контуры своей концепции поэтического творчества, в основу которой была положена тема «божественного глагола», который «касается» того,кто «влачится» в духовном опустошении «пустыни мрачной» («Пророк», 1826),сочетающаяся с темой молчания («Разговор книгопродавца с поэтом», 1824)и рядом других мотивов, связанных в т. ч. с поэзией В.А. Жуковского, опиравшегося, в частности, именно на Фенелона и квиетистскую мистику.