Технико-технологические особенности группы невьянских икон из собрания музея "Невьянская икона"статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 10 июля 2024 г.
Аннотация:Статья посвящена экспертизе восьми памятников из крупнейшего в России собрания старообрядческой уральской иконописи. Впервые предметом изучения стала материально-структурная составляющая невьянских икон первой половины XVIII в. На их примере авторы публикации определяют живописные приемы и художественные материалы, которые применяли первые иконописцы горнозаводского Урала. Ставящееся под сомнение некоторыми современными исследователями явление иконного дела этого региона в указанный период времени подтверждается благодаря совпадению технологических особенностей датированной невьянской иконы «Богоматерь Египетская» 1734 г. и остальных произведений (идентичны: обработка деревянных основ, состав красочных колеров, приемы исполнения личнόго и доличного письма, стратиграфия живописи). Иконы очевидно написаны в одной очень малочисленной мастерской. Такой технологический фактор, как использование ангидрита в качестве наполнителя грунта, говорит об уральском происхождении этих памятников. А техника личнόго письма (чередование слоев белил и охры при построении объема, нанесение первого слоя моделировки (белил) непосредственно по санкирю) свидетельствует о вероятном знакомстве иконописцев с приемами мастеров Оружейной палаты. Последнее, в свою очередь, согласуется с историческими фактами о том, что начиная с 20–30-х годов XVIII в. на горнозаводском Урале работали мастера — выходцы с Волги, ранее привлекавшиеся к работам в Оружейной палате. Важным признаком, подтверждающим датировку памятников первой половиной XVIII столетия, является использование определенных синих пигментов: в авторском красочном слое икон идентифицированы искусственный азурит, индиго и смальта, полностью отсутствует берлинская лазурь. Применение цветных лаков и разнообразие техник золочения также характерны для русской иконописи заявленного времени.The article is devoted to the technological examination of eight icons from the largest collection of Ural icon painting in Russia. For the first time the subject of study is the material component of Nev’yansk icons of the first half of the 18th century. The authors determined the painting techniques and artistic materials used by the first icon painters of the mining and metallurgical Ural. The phenomenon of the Old Believers’ Ural Region icon school of this period is doubted and questioned by some modern experts, but in fact this phenomenon is confirmed by the coincidence of technological features of the Nev’yansk icon “Our Lady of Egypt” (1734) and other icons of that period (identical processing of wooden panels, composition of prime and paints, style of so-called lichnόe (painting of exposed body parts) and dolíchnoe (painting of clothing), as well as the painting stratigraphy). The icons were obviously painted in a very small workshop. One technological factor speaks in favor of their Ural Region origin: the use of anhydrite as a filler for the prime. The technique of lichnόe is also very special— alternating layers of white paint and ocher when painting a carnation; in some cases applying the first modeling layer (white) directly over the sankir (proplasmos). The second point indicates the early Nev’yansk icon painters’ familiarity with the techniques of the court icon painters in the Armory in Moscow. The latter in turn agrees with the historical facts that from the 20–30s of the 18th century masters from the Volga Region who had previously been employed by the Armoury then moved to the Ural Region. In addition, the blue pigments are the most important chronological indicator for the icons of this period. The synthetic azurite predominates among the author’s paints; also, indigo and smalt are found, while Prussian blue is completely absent.