Аннотация:Статья посвящена выявлению особенностей осмысления и деятельностного проявления патриотизма в Зарубежной России 1920–1930-х годов на основе теоретических достижений новейшей отечественной историографии. Структурно она состоит из двух блоков – теоретического и прикладного, в котором представлены достижения отечественной историографии по изучению проблемы патриотизма российской эмиграции «первой» волны. В теоретическом блоке анализ исследований позволил сделать вывод о сложной природе, интегративном содержании, многоуровневой и структуре, разнообразных функциях и формах проявления патриотизма. Исследователи выделяют этапы его развития в зависимости от исторической эпохи, отмечают влияние среды, политической организации общества. Выявлено, что понятие «патриотизм» вписано в теоретико-методологический контекст различных наук. Поэтому исследовательские акценты расставляются по-разному, а определение патриотизма остается многовариантным. Но в условиях отрыва от родины одни противоречия и различия в оценке патриотизма нивелируются и рождаются другие, а многообразие подходов предоставляет дополнительный методологический ресурс. Концепт патриотизма не только вошел в эмигрантский общественно-политический дискурс, но и нашел реальное деятельностное воплощение, что нашло отражение в отечественной историографии. В прикладном блоке рассматриваются особенности эмигрантского сознания, понимания Родины и Отечества, осмысления концепта патриотизма представителями Зарубежной России на идеологическом уровне, которые породили идею о миссии русской эмиграции и характер деятельностного патриотизма, проявившегося в борьбе с денационализацией в рамках системы образования, сохранения исторической памяти, русского языка, Русской Православной Церкви. В научном дискурсе показано, что целостность и устойчивость Зарубежной России обеспечивалась набором ценностей, в ряду которых патриотизм занял лидирующее положение. Регулятивные установки патриотической деятельности эмиграции, утвердившиеся в историографии, связаны с борьбой с денационализацией, культивированием религиозно-нравственных культурных ценностей, мессианством. Генерализирующей основой патриотизма стала религиозная, гражданская, культурная идентичность. Установка на патриотизм диктовала сущность эмигрантского бытия, определяемого ценностно-смысловыми парадигмами сообразно исторической ситуации, сделала эмигрантов причастным к Зарубежной России. Патриотическая составляющая позволяет говорить о целостности российской эмиграции, а также отличить от других общностей и, кроме того, формирует характерную черту ее коллективного самосознания.