Аннотация:В центре внимания рок-поэтов оказывается программный
текст Достоевского — роман «Преступление и наказание» — и его герои: старуха-процентщица, Свидригайлов и сам Раскольников.
Герой рок-поэзии живет в изначально заданном антипространстве, где
государство — хорошо организованная структура, существующая за счет
подавления личности. Классическая интерпретация смысла романа — падение
и последующее воскрешение души человеческой — оказывается невозможной
в рамках этого направления: рок-поэт болезненно сосредотачивается на
первопричине социальной несправедливости, символически воплощенной
в «вечном» образе старухи-процентщицы. Акцентированный мотив ее бессмертия делает конфликт личности и существующей системы трагически
неразрешимым.
«Я» лирического героя совпадает с сознанием Раскольникова. Главный
герой романа оказывается всего лишь «одним из», всяким и каждым, кто
решится бросить вызов системе — и проиграет. Нравственный смысл романа
реинтерпретируется: он только поддерживает существующий порядок, показывая невозможность борьбы, потому что преступление оборачивается
против самого восставшего, который не способен выдержать мук совести.
Происходит перераспределение «веса» персонажей. Обостренное переживание бессмысленности борьбы с существующим миропорядком и социальной несправедливостью толкает рок-поэтов к антигероям Достоевского,
в частности к Свидригайлову, который становится самостоятельной фигурой,
исполненной высокого трагизма. Он, как и все, грешен, в своем крайнем цинизме лишен даже возможности обманываться, и последнее, что ему остается, — горькая ирония над собой, жизнью и даже экзистенциальной проблемой
посмертного бытия человека.
При этом Сонечка Мармеладова — нравственный антипод Раскольникова — встречается в текстах лишь единожды, поскольку не включена в конфликт
личности и общества, а выступает его жертвой, как и сам Раскольников (следовательно, это место в системе персонажей уже занято героем, характер
которого тождественен лирическому «я» рок-поэта, более выразителен и схож
с демоническими образами мрачного, готического романтизма)