Аннотация:Старообрядчество как социокультурное явление на протяжении столетий привлекает внимание религиозных деятелей, политиков, экономистов, историков и т.д. Однако вклад носителей этой этно-конфессиональной традиции в общую русскую культуру до сих пор не выявлен. Как представляется, восполнить данный историографический пробел возможно через рассмотрение различных дискурсов изучения старообрядчества. По мнению автора, за столетия изучения старообрядчества таковых сложилось четыре: политический, этнографический, философский и научный. На рубеже XVII –XVIII вв. под влиянием Симеона Полоцкого, Димитрия Ростовского и др. сформировался политический дискурс. Особенность его заключается в том, что, имея изначально негативный характер, он затем стал приобретать и положительные черты. С развитием либерального движения в XIX в. старообрядцы стали нередко восприниматься как носители исконно русской культуры с одной стороны (что их сближало со славянофилами) и борцами с несправедливым государственным строем с другой (так их оценивали западники и революционеры). Уже в процессе непосредственного знакомства представителей ученого сообщества с традициями старообрядческой культуры, в XIX в. сформировались этнографический, а после –и философский дискурсы. Формирование же четвертого, научного, дискурса оказалось возможным лишь в XX в., после широкого знакомства представителей научной интеллигенции со старообрядчеством. Огромную роль в этом сыграли археографические экспедиции. Кроме того, в XX в. сами старообрядцы активно включились в исследовательский процесс. В настоящее время нельзя представить научную историографию без трудов самих старообрядцев. В статье приведены примеры влияния старообрядцев на появление тех или иных произведений культуры, развитие научной и философской мысли. Возникая в разное время, дискурсы влияли дуг на друга, и все четыре дискурса сосуществуют и сейчас. Именно рассмотрение различных дискурсов в изучении старообрядчества, по мнению автора статьи, позволит в дальнейшем лучше понять вклад носителей старообрядческой традиции в развитие общерусской культуры.