Семантическая экспликация концепта «конфликт» в функциональном терминологическом поле (на материале российских и зарубежных СМИ)статья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 10 июля 2024 г.
Аннотация:В исследовании предпринимается попытка осуществить объективный анализ конфликта как основной составляющей динамики общественного развития в междисциплинарном ключе и в рамках парадигмы межкультурного сравнительного исследования. Для достижения поставленной цели проведено экспериментальное изучение способов концептуализации конфликта в функциональном поле медийного дискурса. Объектом исследования стало содержание сайтов двенадцати ведущих газетных изданий из пяти стран за период 2020–2022 гг.: России, Великобритании, Индии, США и Китая. Выбор для анализа изданий СМИ обусловлен их лидерскими позициями на национальных медиарынках (входят в топ-10 источников), а также сходными типологическими характеристиками: общественно-политическая тематика, ориентация на массового читателя, ежедневная периодичность. Для изучения степени присутствия категории конфликта в медиадискурсе пяти стран была использована система мониторинга и анализа СМИ «Интегрум», содержащая полнотекстовые электронные архивы более 120 000 изданий, в том числе отобранных для исследования. Для понимания динамики количества публикаций в СМИ в качестве единицы измерения было принято абсолютное и относительное количество медиатекстов за каждый год в рамках периода 2020–2022 гг. по каждому СМИ. Определялось как общее количество медиатекстов исследуемых СМИ, находящееся в базе данных «Интегрума», так и количество медиатекстов, содержащих признаки конфликта, что позволило определить примерную долю медиатекстов конфликтной тематики в общем содержании СМИ. Дальнейший анализ семантических признаков, объединенных в рамках наиболее значимых тематических категорий, пролил свет на специфику процесса концептуализации, характерной для исследуемого периода и пяти изучаемых стран.