Аннотация:Авторы статьи проанализировали широкий круг источников и обобщили собственный теоретический и практический опыт в поисках ответа на вопросы: Что представляет собой «российская гражданская идентичность» в свете современных философских, культурологических и психолого-педагогических исследований? Какую политику проводит Российское государство в сфере общего образования и, какое место занимает в ней вопрос о формировании российской гражданской идентичности школьников в первой четверти XXI века? Чем современным педагогам может быть полезен теоретический и практический вклад 1990-2020-х гг. в сферу гражданского образования и воспитания российских школьников? Особое внимание авторы статьи обращают на вопрос о том, каков образовательный потенциал учебного предмета «История» в формировании российской гражданской идентичности и самоидентификации личности школьника в процессе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом. В статье не только сформулированы выводы, но и раскрыта научная лаборатория педагога-исследователя, имеющего дело с разными видами источников, а также с многообразием мнений и образовательных практик.