Аннотация:В статье рассматриваются особенности изображения, вынесенного в начало важнейшего издания, открывающего историю книгопечатания в России, гравюры «Апостола», изданного в 1564 г. в Москве. Это изображение имеет особенности в иконографии, отличающие его как от традиционных, древнерусских, так и от последующих аналогичных иконографических сюжетов в аналогичных изданиях (в том числе, в «Апостоле» Ивана Федорова 1574 г.). Автор характеризует глубинные основы приверженности российских книжников к «стереотипным» изображениям апостолов (возникшую на основе глубокой традиции, уходящую корнями в византийский православный канон изображения святых в позе «коленного письма»). Автор статьи указывает на значимость поз и жестов в знаковой системе средневекового искусства и на возможности, какие дают методы кинесики при исследовании древнерусских изображений, в том числе гравированных. Фигура печатника с наборной доской в руках в образе апостола Луки представляет собой радикально новой иконографический тип в сравнении с типологией изображений традиционной иконографии. Автор указывает на то, что издатели Апостола 1564 г. намеренно использовали эту иконографию, чтобы подчеркнуть «святость» печати как нового способа тиражирования выверенных душеполезных текстов, однако именно это могло вызвать негодование консерваторов и привести к бегству печатников. Гипотеза подтверждается тем, что в последующих изданиях Иван Федоров отказывается от новации в изображении Евангелиста. Таким образом, в статье выявляется значение визуальных источников и новых подходов в изучении истории общественной мысли России, вставшей на путь нововременного развития