Место издания:Алматы, Казахский Национальный университет Алматы,Казахстан
Первая страница:39
Последняя страница:40
Аннотация:"Проблемы и перспективы проведения олимпиад по китайскому языку для школьников (на примере ИСАА МГУ и ЦПМ г.Москвы)"
Начиная с 2015 года на 2-х факультетах МГУ проводится Олимпиада «Изучаем китайский язык» , организованная совместно с Центром педагогического мастерства , с целью популяризации изучения китайского языка среди школьников Москвы, знакомства школьников с китайским языком и китайской культурой, а также для подготовки школьников города для участия во Всероссийской олимпиаде, которая проходит ежегодно весной. Принять участие в Олимпиаде могут все желающие учащиеся 8-11 классов, обучающиеся в образовательных организациях города Москвы . Из общего количества пришедших на соревнование отбирается команда школьников с лучшими результатами (20-25 чел.) для дальнейшей подготовки к заключительному этапу Всероссийской олимпиады .
Важным результатом данного этапа стало выявление общих ошибок и выработка рекомендаций по усилению внимания к изучению тех или иных аспектов китайского языка, входящих в типовой базовый курс учебной программы. Был сделан анализ о возможности и формах интеграции школьников, в будущем собирающихся проходить ЭГЭ по китайскому языку, в образовательный процесс высшей школы. Активный интерес как школьников, так и их родителей, подтвердил актуальность расширения изучения китайского языка в частности, и китайской культуры в общем контексте в рамках образовательного процесса не только ВУЗов, но и средней школы. На основе накопленного опыта и изученного материала олимпиад и конкурса «Мост китайского языка» планируется выпуск пособия по лингвострановедению Китая для школьников. Можно также говорить о том, что по результатам проводимых мероприятий совместная площадка Института стран Азии и Африки и Факультета глобальных процессов МГУ заявила о себе как о координационном центре, обладающим всеми необходимыми компетенциями для обеспечения взаимодействия между учреждениями среднего образования, а также как о структуре, способной обеспечить методологическое сопровождение в вопросах преподавания китайского языка и культуры, в том числе и на уровне школьного образования. В результате взаимодействия с ЦПМ, РГЛУ, Центром образования №548 Царицино был проработан значительный массив заданий олимпиад по китайскому языку прошлых лет разного уровня (городской, региональный и общероссийский этапы), а также заданий конкурса «Мост китайского языка». На основании чего и были разработаны как задания Олимпиады МГУ, так и цикл лекций для более результативной и целенаправленной подготовки школьников для последующего участия в Общероссийской олимпиаде и конкурсе «Мост китайского языка».
Проблемы и вызовы: одним из вопросов, который необходимо решать в ближайшее время - это формы участия детей хуаи и хуацяо. В некоторых конкурсах могут принимать участие также и иностранные граждане (при наличии вида на жительство РФ). Таким образом, носители китайского языка как родного занимают практически все призовые места, что вполне естественно, но данная система отбивает всякую мотивацию у других школьников, предпринимающих значительные усилия для участия в олимпиадах, но для которых китайский не является родным . Встает вопрос о том, что надо подходить дифференцированно к различным категориям школьников, например, разграничивать ребят по группам: с родным русским и китайским языками. Либо составлять задания таким образом, чтобы можно было выявить и знание русского, в том числе оценивать по уровню перевода с китайского на русский.
Сложность также заключалась в подготовке к сочинению: в целом, ребятам сложно придумывать сюжеты и соблюдать логику, т.е. на уровне идей и их формулировок есть сложности. Это не касается объема словарного запаса, наблюдается пассивное восприятие и определенные затруднения в использовании родного языка.
Наблюдается неумение пользоваться накопленной лексикой. Т.е. школьники много знают благодаря электронным словарям и быстрому доступу к информации, которая нужна, но не видят специфику употребления. Сохраняется проблема отсутствия единообразия программ и систем подготовки школьников, наблюдается несогласованность различных центров подготовки и команд составителей заданий олимпиад, ребята часто говорят о том, что вопросы никак не соотносятся с пройденным материалом.
Общие проблемы при отборе: одна из проблем школ, в которых изучается китайский язык, заключается в том, что для них пока не разработана система единых программ и учебников. Для средних и старших классов в большинстве школ используется вузовский учебник А. Ф. Кондрашевского, который рекомендован Минобрнауки. В начальных классах учителя используют свои собственные методические разработки. В российских вузах не предусмотрены программы изучения китайского на продвинутом уровне и с первого курса: изучавшим китайский в школе приходится начинать учить со всеми язык с нулевого уровня. Это приводит к определенному разочарованию, хотя дети любят китайский язык и желают продолжать заниматься им углубленно.
В 2015 году в России состоялась апробация ГИА-9 и ЕГЭ по китайскому языку. Эти события свидетельствуют о внимании властей к китайскому языку и о развитии отношений между нашими странами. По прогнозам специалистов, экономическое и политическое сотрудничество с КНР потребует подготовки кадров со знанием китайского языка, поэтому количество желающих изучать китайский язык в ближайшее время будет только увеличиваться. Конечно, введение государственной итоговой аттестации по китайскому языку и включение этого предмета во всероссийскую олимпиаду школьников потребует разработки единых программ и учебников и стандартов изучения китайского языка в школе. Специалистам еще предстоит проанализировать и обсудить наиболее оптимальный набор и формат заданий для ОГЭ, ЕГЭ и олимпиады по китайскому языку. Пока делаются только первые шаги на этом пути, но мы должны активнее принимать участие в данном процессе для того, чтоб это были шаги в правильном направлении.