Аннотация:Аннотация. Механика гироскопических и инерциальных навигационных систем, как общая наука механики
систем, восходит к открытию Леона Фуко (1852), который установил уникальное свойство быстро вращающегося
твердого тела сохранять ориентацию оси вращения по направлению к неподвижным звездам. Возникшая в конце XIX
века острая потребность в курсовом указателе, отличном от магнитного компаса, для военных кораблей с металлическим
корпусом определила начальный этап интенсивного развития соответствующего раздела современной механики.
Следующий бурный этап развития механики гироскопических навигационных систем связан с созданием современной
ракетной техники. Система управления немецкими ракетами базировалась на гироскопических системах, основанных на
использовании в качестве чувствительных элементов роторных механических гироскопов и акселерометров. В советских
ракетах эти системы были значительно усовершенствованы. В результате появились инерциальные навигационные
системы (ИНС) на высокоточных поплавковых гироскопах. В докладе рассмотрены две реализации изотропного осциллятора для целей построения бесплатформенной инерциальной системы принципиально нового типа [1]. Первая
реализация осуществляется в виде неконтактного подвеса электропроводящего шара, используемого для
практической реализации электростатических гироскопов, вторая в виде пространственной комбинации упругих связей, удерживающих точечную массу. Инерциальная система нового типа обладает минимально возможной размерностью. Она отличается от известных инерциальных систем – платформенного типа (имеет карданов подвес) и бесплатформенного (бескарданного) типа (БИНС).