Место издания:НИУ ВШЭ Москва https://conf.hse.ru/2017/program
Аннотация:ЦУНАМИ БЕЖЕНЦЕВ В ЕВРОПЕ: КРАТКОСРОЧНЫЕ ЗАТРАТЫ И ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ ВЫГОДЫ?
В выступлении будет рассматриваться проблема кризиса беженцев в Европе. Методом, используемым автором, является анализ основных тенденций неконтролируемого проникновения людских потоков; конкретных механизмов, с помощью которых беженцы попадают в европейские страны; а также последствий приёма преимущественно молодых людей в регионе, население которого является одним из наиболее пожилых на земле.
Цель исследования - проанализировать компоненты эффективной политики, направленной на принятие, адаптацию и интеграцию беженцев. Новизна данного исследованя заключается в выяснении краткосрочных затрат и долгосрочных последствий притока беженцев в страны Старого Света, включая экономические и политические эффекты, а также угрозу социальной стабильности континента.
В выступлении отмечается, что миграция – это и есть история человечества. Однако человеческие потоки, устремляющиеся в различные страны и регионы неоднородны. И если значительная часть трудящихся мигрантов традиционно устремлялась в экономически развитые страны, то существенные потоки беженцев принимались менее и наименее развитыми странами.
Европейские страны не проявляли готовность принять большое количество мигрантов. В нынешних условиях на фоне обострения демографических диспропорций в ЭРС ЕС начал более внимательно присматриваться к беженцам. В соответствии с демографическими прогнозами ООН старение будет продолжаться, что поставит под вопрос экономический рост, и усилит фискальное давление. Например, в Германии при всей её экономической мощи, ахиллесовой пятой является перспектива значительного сокращения численности населения. Количество умерших уже сейчас превосходит количество родившихся. Ситуацию назвали демографической «спиралью дьявола». На фоне уменьшения количества работников резко возрастут ставки налогообложения. Экономический рост может быть парализован. Руководство Германии вынуждено признать, что есть только один реальный способ борьбы с этой тенденцией - открыть по максимуму иммиграционные шлюзы. На фоне старения населения, сокращения числа налогоплательщиков, отсутствия «демографического дивиденда» «внезапно возникшая» возможность в перспективе использовать необходимые для экономики человеческие ресурсы — осознанная позиция, лежащая в основе милосердия во всех его проявлениях. Вопрос, однако, заключается в том, как превратить вызов сегодняшнего кризиса беженцев в возможность.
Положительный эффект приёма беженцев будет достигнут лишь при успешной интеграции их в общество. Эксперты указывают на необходимость создания генерального плана интеграционных мер. Четыре из них являются, по их мнению, главными: жильё, изучение языка, образование и занятость. Со свойственной Германии оперативностью Министерством внутренних дел и Министерством труда и социальных дел был разработан Закон, в соответствии с которым вносятся изменения в действующее законодательство в сферах: создания рабочих мест; приобретения профессии; обязательной интеграции; получения вида на жительство; размещения беженцев.
Процесс приёма беженцев связан с возникновением целого спектра проблем, требующих безотлагательного решения. Внутри ЕС наблюдается непропорциональное распределение мигрантов. Результаты рассмотрения конкретных цифр приёма беженцев в различных странах и сопоставления их с непростой экономической ситуацией подтверждаются лавинообразным ростом нерегулируемой миграции. В совместном докладе Интерпола и Европола отмечается, что устойчивые криминальные сети контрабандистов предоставляют широкий круг услуг в незаконной перевозке мигрантов. Требуется всеобъемлющий совместный анализ, который будет служить основой для целенаправленных и значимых совместных действий в Европе и во всем мире. Первым шагом в борьбе со злоупотреблениями может считаться совершенствование методов учёта вновь прибывающих мигрантов. Направления совершенствования подобных методов рассматриваются на примере первичной системы регистрации EASY, а также изменений, внесённых в закон об обмене данными, улучшающими отчётность в ФРГ.
Практика свидетельствует, что тушение миграционного пожара меняет ландшафт политических сил в Европе. Экономическая эффективность не всегда совпадает с эффективностью социальной. Предыдущие волны неевропейской миграции уже изменили культурный и этнический ландшафт ряда европейских стран. Но нынешняя волна миграции в Европу может изменить глубинные основы, базисные ценности европейского континента. Помимо высоких затрат, некоторые страны возражают против принятия беженцев, основываясь на религиозной, культурной или национальной несовместимости. В результате значительного притока мигрантов и беженцев целые общества будут «меняться и развиваться». С прибытием множества людей в обществах появляется риск политической радикализации. Даже в наиболее гостеприимной к беженцам стране — Германии - многие немцы воспринимают без одобрения либеральную политику приёма беженцев. Данный факт тщательно анализируется в предлагаемом исследовании. На основе опросов общественного мнения, регулярно проводимых в ФРГ, изучается феномен Пегиды и Альтернативы для Германии (АДФ). Каким образом на фоне протестных настроений правые популисты стали третьей политической силой в Германии
С принятием большого числа беженцев, представляющих другие культурно-этнические и религиозные общности, резко возросло число преступлений против них. По мнению экспертов интеграция - не только задача для тех, кто приезжает в Европу; но и для самих европейцев, которые должны адаптироваться к многонациональному обществу. Причём, это не менее сложная задача, чем первая, поскольку проходит, как правило, через противоречия и преодоление инерции существующей среды.
В условиях сохраняющейся остроты проблемы мигрантов и беженцев в марте 2016 г. ЕС заключил соглашение с Турцией. Соглашение предусматривает возвращение в Турцию беженцев, нелегально добравшихся до Греции, не подавшим ходатайство на получение убежища в Греции и не имеющим на него право. Взамен ЕС обязуется принять столько же сирийских беженцев с турецкой территории. В обмен на согласие удерживать беженцев на своей территории ЕС готов предоставить Турции финансовую помощь в размере 6 млрд евро. В исследовании призводятся пять сценариев развития событий, посчитанных методом компьютерного моделирования Фрайбургским аналитическим центром SAT.
Европа должна усвоить урок и двигаться дальше. В ближайшие пять лет ЕС удвоит расходы на борьбу «с причинами миграционного кризиса»: поддержит страны, принявшие большое число беженцев; для предотвращения миграции будет потрачено дополнительно 6 млрд евро; Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) будет осуществлять инвестиции в проекты, в два раза превышающие запланированные ранее. Поддержка стран, которые приняли большое число беженцев - решающий фактор в борьбе с миграционным кризисом. Может ли осуществляться реальное сотрудничество с целью предотвращения чрезмерного наплыва мигрантов, если основной целью политики является размещение их в странах за пределами ЕС? Подобный поворот, в значительной степени, определяется общественным мнением. Однако целью политики регулирования должен стать выбор таких ориентиров, которые позволят устранить причины чрезмерного миграционного наплыва, т.е. способствовать «саморазвитию» стран выезда, преодолению неравномерности развития и появлению зримых перспектив развития для большой части населения планеты.