Аннотация:В статье показывается влияние научных методов мышления на философские идеи И.Канта и Г.В.Ф.Гегеля, их моральную философию. Мы считаем, что вся западноевропейская философия, начиная, с античности, делала ошибку предельного обобщения. Она заключалась в желании выделения одного, ведущего принципа бытия, попытки воплощения его в действительность, что в развитых формах выражалось в стремлении к разработке совершенных правил, систем, поддерживающих их исполнение. Не избежали такой ошибки и упомянутые нами философы. У Канта это выражается в утверждении безусловного приоритета развития человека в качестве нравственного существа. У Гегеля – в сложной системе порождающих друг друга категорий и стадий развития общества, в которых происходит все большее воплощение свободы. Но последняя парадоксальным образом исчезает на высшей стадии общественного развития, когда мораль, основанная на свободе выбора, переходит в нравственность, основанную на институтах. При соотнесении методологии Канта и Гегеля с методом восхождения от абстрактного к конкретному можно сказать, что Кант реализует в основном первую часть метода, т.к. движения от явления к сущности. Для Канта такая сущность это незаинтересованный нравственный мотив и идея свободы. Но совершить восхождение от выявленной в абстрактном виде сущности к действительности, т.е. к явлению, рассмотренному под углом зрения выявленной сущности, Кант уже не может, в силу того, что представления о субъекте в его сущности слишком упрощены. Гегель реализует вторую часть метода, забывая про первую. Отсюда его теория также получает упрощения, связанные с введение в теории необъяснимых оснований развития в виде абсолютной идеи. И только Маркс реализует обе части метода. Это позволяет ему соотнести разные уровни общественной жизни, показать роль практики в реальном процессе возникновения новых социальных норм.