Аннотация:В статье рассматривается инновационная цифровая образовательная экосистема как база для формированияосновополагающих условий, повышающих конкурентоспособность университетов, организаций и территорий. Социумупредстоит пройти через кардинальные трансформации образовательной парадигмы, в результате чего университетывозьмут на себя решающую роль во внедрении инноваций и коммерциализации научно-технических разработок.В статье также показана роль трансформационных процессов в Индустрии 4.0, которые для своего успешногофункционирования требуют реформирования образовательных экосистем в высших учебных заведениях. Экосистемныйподход к образованию в перспективе должен стать более эффективным и действенным по сравнению с традиционнымииерархическими моделями, которые преимущественно существуют в настоящее время. В статье определены элементыинновационной цифровой образовательной экосистемы и механизмы взаимодействия ее участников между собой.Автором предлагается концептуальная модель экосистемы цифрового образования, которая основывается на базеучебно-производственных кластеров, как универсальной модели взаимодействия сложных нелинейных систем.В качестве основы подобной экосистемы выступает инновационная платформа, которая обеспечивает регулированиемножества горизонтальных коммуникаций в виде исследовательских центров, инновационных лабораторий, а такжешкол стартапов. Исследование проводилось с применением таких методов, как системный подход, компетентностныйподход и теория инновационного развития, концепция открытых инноваций, кластерная концепция, концепциянациональных инновационных систем, концепции тройной и четверной спирали. В результате исследования сделанывыводы относительно использования инновационной цифровой образовательной экосистемы как универсальноймодели для развития цифрового образования.