ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 24 июля 2024 г.
Аннотация:Цель исследования - выявить показатели, характеризующие особенности питания, гигиену полости рта и уровень физической активности детей школьного возраста. Методика и организация исследования. В данной работе представлены результаты анкетирования 4765 школьников обоих полов в трех возрастных группах (11, 13 и 15 лет) в 2017/2018 гг. Для оценки соответствия уровня физической активности детей школьного возраста необходимому для поддержания их физического здоровья уровню использовался показатель MVPA, предложенный Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Школьникам задавался вопрос о том, сколько дней за последнюю неделю они занимались физически активной деятельностью не менее 60 мин в день. В дальнейшем были отобраны две группы детей, в зависимости от числа дней в неделю, когда уровень их физической активности соответствовал MVPA не менее 60 мин в день. Первая группа получила обозначение MVPA3 (школьники, занимавшиеся три дня), вторая - обозначение MVPA7 (занимавшиеся семь дней). Были проанализированы различия в ответах на вопросы анкеты, связанных с потреблением фруктов и овощей, гигиеной полости рта и ролью физической активности для улучшения здоровья для всех половозрастных категорий (11, 13, 15 лет, мальчики и девочки) в группах MVPA3 и MVPA7. Результаты исследования и выводы. Полученные данные позволили установить выраженную связь таких компонентов здорового образа жизни, как рациональное полноценное питание, достаточный уровень физической активности для поддержания здоровья и сознательное отношение к физической культуре и спорту как очень важным условиям укрепления здоровья, выявленную во всех половозрастных группах детей школьного возраста. Это может свидетельствовать о наличии у школьников системы значимых факторов, характеризующих культуру здорового образа жизни. Вероятно, что важную роль в этом играет семья и ее установки на здоровый образ жизни, дающие живой пример и имеющие воспитательное значение для детей. Дальнейшие исследования должны быть направлены на выявление роли школы и сверстников в формировании установки учащихся на здоровый образ жизни.