СИНТЕЗ НАУКИ И ИСКУССТВА (ВРЕМЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Л.С. ВЫГОТСКОГО И Б.М. ТЕПЛОВА)статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science,
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 13 июня 2017 г.
Аннотация:Раскрываются общие черты и отличительные особенности в содержании творчества двух ученых - Л.С. Выготского и Б.М. Теплова. Общее ощущение атмосферы эпохи на рубеже XIX-XX вв., увлеченность искусством отразились в сходном понимании ими роли культуры в развитии психики и личностном развитии. Важное сходство в позициях двух ученых связано с тем, что они обращаются к проблеме личности, социальной и духовной активности человека, который является и творцом, субъектом появления новой ситуации, и объектом происходящих изменений. Объединяло позиции Л.С. Выготского и Б.М. Теплова и то, что оба осознали необходимость перехода от чисто естественнонаучной психологии к новой науке с новой методологией. Общее проявилось и в том, что в личности они видели целостный сплав аффекта и интеллекта; это проявилось и в общем же исследовании проблемы переживаний, прежде всего эстетических. Различия в содержании и направленности исследования двух ученых связаны с их оппонентными кругами, спецификой разных видов искусства (проза и поэзия, музыка и живопись) и подходом к изучению культуры как одной из ведущих детерминант становления личности. Эти принципиальные отличия привели к исследованию разных проблем: развития ребенка, роли знака, орудия в преодолении дефекта, с одной стороны, а с другой стороны, к изучению индивидуальных различий, одаренности, отличий в восприятии искусства. Сензитивность Л.С. Выготского и Б.М. Теплова к атмосфере эпохи, их сознательный переход от переживания времени к его рефлексии, к анализу в своих исследованиях тех перемен, которые принесла новая эпоха, обусловливают значение их творчества для современной науки. Это значение связано с тем, что они доказали необходимость создания междисциплинарных концепций личности, объединяющих человека говорящего и слушающего, творящего и созерцающего творения других, активно строящего здание культуры и наслаждающегося построенным.