Аннотация:Применение газового топлива негативно влияет на детали газораспределительной системы двигателя внутреннего сгорания (ДВС), в особенности сопряжения «седло клапана - клапан». Для защиты от высоких температур рабочую поверхность клапана модифицируют специальными термостойкими покрытиями, основанными на использовании металломатричных соединений. Но физико-механические свойства применяемых покрытий не в полной мере соответствуют условиям эксплуатации газовых двигателей, что приводит к их преждевременному выходу из строя. Целью данной работы было исследование работоспособности клапанов с керамическим упрочняющим покрытием, полученным методом короткоимпульсной лазерной обработки, реализованным специально для ДВС на газовом топливе. Для анализа работоспособности разработана методика и спроектирован стенд для ускоренных испытаний клапанов на термостойкость на базе стенда для притирки клапанов ОПР-1841А. В качестве объекта исследований проанализировали упрочненные выпускные клапаны двигателя КаМАЗ-740. Для оценки работоспособности керамических покрытий были проведены сравнительные испытания со стандартным термостойким покрытием типа ВК3. Работоспособность керамического покрытия оценивалась динамикой изменения ширины рабочего пояска фаски клапана под действием динамического и термического нагружения. У анализируемого клапана с керамическим упрочненным покрытием на первом этапе термоциклирования сформировалась рабочая фаска шириной 0,75 мм. На втором этапе термоциклирования ширина рабочего пояска достигла ширины 1,1 мм, и дальнейшего увеличения и изнашивания фаски не наблюдалось. Результаты исследований подтвердили высокую износостойкость и термостойкость анализируемых покрытий. Аппроксимация результатов исследований выявила снижение интенсивности изнашивания рабочей фаски на 480 % в сравнении со стандартным покрытием ВК3.