Аннотация:Радиционные технологии наращивания восстановительных покрытий исчерпали свой ресурс и их использование не обеспечивает требуемых экономических показателей. Поэтому вопросы поиска инновационных подходов в ремонтном производстве остаются актуальными и требующими фундаментального подхода. (Цель исследования) Изучить возможности применения тонких металломатричных композитов в ремонтно-восстановительных покрытиях. (Материалы и методы) Использовали металлокомпозиционный состав на основе металлической матрицы никеля, дополнительно упрочненный карбидом бора и оксидом циркония и нанесенный на рабочую поверхность тарелки клапана двигателя внутреннего сгорания. Применили впервые технологию селективного лазерного спекания при формировании тонких восстановительных покрытий в условиях короткоимпульсного лазерного оплавления порошковых сред. Разработали для оценки термостойкости анализируемого покрытия методику испытания на термостойкость клапанов, имитирующую работу клапанного механизма двигателя внутреннего сгорания. Исследовали трибологические показатели покрытий с использованием современных методик и приборного обеспечения для изучения противоизносных свойств. (Результаты и обсуждение) Подтвердили возможность практической реализации восстановительных покрытий на основе металлокомпозитных соединений. Восстановительные покрытия, исследованные на поверхности тарелок клапанов двигателей внутреннего сгорания, показали повышение износостойкости сопряжений до 480 процентов. Наблюдали более высокую термостойкость и задиростойкость контактирующих поверхностей в условиях масляного голодания и сухого трения. Выявили, что снижение износостойкости покрытий определяется снижением коэффициента трения за счет действия трибопленок, формируемых в результате высоких температур в зоне трения и устойчивых против динамического и кинематического нагружения. (Выводы) Представленные результаты исследований имеют высокий научный потенциал и практическую значимость. Их применение позволит повысить надежность и долговечность деталей машин в условиях ремонтного и машиностроительного производства.