Аннотация:Статья продолжает цикл публикаций, обсуждающих основания датировки начала пьяноборской
культуры в Прикамье в двух аспектах: во-первых, на чем основаны утверждения о начале культуры
в III в. до н.э., во-вторых, насколько привлекаемые находки соответствуют современному состоянию
хронологии. Одной из категорий выступают бронзовые наконечники стрел. В первой части работы
(Красноперов, 2021) обсуждались находки бронзовых наконечников стрел в позднем контексте в
памятниках, прежде всего, степной зоны. Проведенный обзор, даже с учетом неполноты, показал, что
обоснования ранних дат памятников с опорой на находки бронзовых наконечников стрел, повторяющиеся
в публикациях, недостаточно аргументированы. «Повсеместной смены бронзовых наконечников
железными во II в. до н.э.» не произошло. В данной части рассматриваются комплексы (погребения)
с бронзовыми наконечниками стрел в ареале пьяноборской культуры. Были проверены пространные
списки находок, составленные другими авторами. Из них исключены погребения только с наконечниками
и с неопределимыми и неинформативными находками. Остальной сопровождающий материал, регулярно
повторяющийся во всей группе погребений, не имеет никаких оснований для датирования. Важными
являются два погребения из Старо-Чекмакского и Юлдашевского могильников. Сопровождающий
инвентарь Юлдашево, п.16 позволяет сопоставить его с памятниками андреевско-писеральского круга,
что не дает возможности датировать набор ранее I (возможно 2 пол.) – нач. (возможно 1 четв.) II в.
н.э. В данном случае это показывает, что бронзовые наконечники стрел продолжают бытовать и после
рубежа эр. Из-за того, что наконечники перестали использовать в «сарматском» погребальном обряде
мы не знаем даты окончания бытования типа. Имеющиеся факты, их не единичность, показывают,
что бронзовые наконечники не являются принципиальным датирующим инвентарем. Простой факт
находки бронзовых наконечников в комплексе – недостаточное основание для обязательно ранней
датировки комплекса или памятника. Однако эта категория находок продолжает сохранять потенциал
для определения ранней даты пьяноборской культуры.