Аннотация:Данный текст продолжает ряд предыдущих статей [3,4,5], которая касается вопроса типологии искусства и характеризует обстоятельства канонических конвенций Средневековья в виде метаморфемы, Нового времени – антропоморфемы, ряда феноменов ХХ века – субъект канона. Морф и морфема как предыдущие модели Образа Мира, превращаются либо в фольклорную традицию, либо становятся соподчиненными таксономическими элементами новых художественно-образных систем. Метаморфема учреждается с периода авраамической идеи монотеизма, также монизма и Образа Мира, который признается Единым не в аутентичных многочисленных и самостоятельных моделях, а как соединяющее все народы общее основание бытия. В монотеизме и монизме упраздняется идея множественности мифологических миров, соответственно меняется образ референта – им становится в одном случае Личность Творца, а в другом – внеличностная, внепространственная и вневременная «субстанция», определенная в буддизме категорией «нирвана». Прежние канонические структуры не исчезают, но они соподчинены новым законам объектного и предметного содержания Образа Мира. Определению метаморфемы Средневековья с Нового времени соответствует модальность – «антропоморфема» как сциентический центр Картины Мира – предикатив, в котором человек признается ее интеллектуальным центром. В дальнейшем, эта образная линия в ХХ столетии ложится в основание еще одной модальности – «субъект-канона», в результате дерзновенной попытки подсознательного конструирования Образа Мира, который теперь соответствует парадигматической модели его презентации. Сегодня все канонические формы присутствуют в мировой художественной культуре.
Ключевые слова: типология искусства, канон, семиотика искусства, референт знака, образ референта, искусствоведение, художественный образ, метаморфема, антропоморфема, субъект-канон.