Место издания:Факультет журналистики МГУ; Медиамир Москва
Первая страница:385
Последняя страница:386
Аннотация:«Аполлон» позиционировал себя как универсальное художественное издание - журнал «всех искусств», продолжатель традиций петербургской модернистской журналистики, заложенных «Миром искусства». Энциклопедизм «Аполлона» проявился, в частности, в беспрецедентном по широте охвата и глубине освещении художественной жизни России в 1909-1917 гг. На первом плане в журнале было, разумеется, искусство Петербурга. Широко освещалась и художественная жизнь Москвы, второй «культурной столицы». Однако безусловно новаторским и перспективным в сравнении с модернистскими журналами-предшественниками оказалось внимание редакции и авторов «Аполлона» к художественной жизни российских регионов.
Уже в первых книжках журнала в рубрике «Провинция» («В провинции») печатались материалы о выставках, концертах, спектаклях, о деятельности местных кружков и обществ любителей искусства. Существенно дополняли картину культурной жизни столиц публиковавшиеся из номера в номер в отделе художественной хроники «письма», статьи, рецензии, информационные и критические заметки о положении искусства в Вологде, Вятке, Перми, Киеве, Екатеринославе, Одессе, Ростове-на-Дону, Казани, Саратове, Екатеринодаре и других провинциальных городах. Авторы материалов прослеживали новые тенденции в художественном развитии провинции, отмечали неуклонный рост количества выставок живописи, музеев, картинных галерей и художественных школ, театральных и музыкальных коллективов.
Ведущие критики «Аполлона» Г. Лукомский и А. Ростиславов, а также авторы корреспонденций с мест - М. Гершенфельд (Одесса), Е. Кузьмин и Б. Яновский (Киев), А. Мантель и П. Дульский (Казань), Н. Лаврский (Ростов-на-Дону) и др. - остро ставили актуальные проблемы нелегкого существования искусства в городах, удаленных от основных культурных центров России. Недостаточное финансирование художественных учреждений, отсутствие или слабость меценатства, консерватизм вкусов местной администрации и деятелей культуры, не признававших «крайних» течений в современном искусстве, были, по мнению критиков, главными причинами «художественной отсталости» русской провинции. Во многих публикациях проводилась мысль о необходимости укрепления связей регионов со столичными художественными объединениями, театрами и симфоническими оркестрами.
Особенность регионального направления в критике «Аполлона» - внимание к провинциальной прессе. Она рассматривалась не только как важнейший источник актуальной культурной информации, но и как мощное средство борьбы с «местной косностью и отсталостью». В редакционных обзорах содержались и элементы художественной медиакритики: Г. Лукомский и А. Ростиславов анализировали публикации об искусстве в ряде провинциальных изданий - киевских журналах «В мире искусств», «Искусство в южной России», газетах «Саратовский вестник», «Донская жизнь», «Курская быль», «Киевская мысль», «Закавказская речь», «Кавказ» и других.