Аннотация:Статья посвящена столетию со дня образования Советского Союза и, еще более точно, возникающей в границах этого государства, которого в истории еще никогда не было, новой культурной политики. Новизна и беспрецедентность такой политики делают ее исключительным экспериментом в мировой истории. Отсюда и позитивные стороны этого уникального эксперимента, и в то же время его уязвимые стороны, способствовавшие, в конечном счете, его краху. До сих пор в этой истории мало внимания обращалось на то, что в России политическая революция 1917 года происходила одновременно с городской революцией, представляющей особый этап в истории каждой цивилизации. Политическая и городская революции оказались болезненными, в частности, потому, что Россия вступила в эпоху грандиозного омассовления как выражения духа нового общества, которое обычно обозначают как «массовое общество», хотя точнее этот тип общества называть обществом индустриального типа. В статье внимание сосредоточено на особенностях культурной политики нового государства, не имеющего в истории прецедентов. Один из его признаков - утопизм, определивший и уязвимость этого государства, и последующий его распад. Идеологи нового государства исходили скорее из идеальной модели, нежели из реальности, что определяло жесткий отбор художественных и культурных ценностей. Следствием этого отбора явилась оппозиция между официальным и неофициальным искусством, хотя в последующем процессе становления государства она смягчалась. Опыт новой культурной политики, которым можно воспользоваться при дальнейшей разработке науки о культуре, безусловно, нуждается в изучении.