Аннотация:В работе рассматриваются некоторые особенности развития социального предпринимательства как новой формы организации предпринимательской деятельности, направленной не на максимизацию прибыли собственников, а на реализацию социальных задач в условиях усиления неолиберальных тенденций в экономической политике и экономической теории в контексте вы-явления идеологических основ его развития. Показано, что, оставаясь в рамках неолиберальной идеологии, сохраняющей свое влияние в экономической науке, невозможно создать адекватную тео-рию, объясняющую значение социального предпринимательства в контексте процесса смены парадигм экономических отношений. В этом смысле представляется, что методология политической экономии, учитывая современные тенденции трансформации общественно-экономических отношений и отклонения тенденции общественного развития от рамок формально сохраняющейся, но приходящей в упадок неолиберальной парадигмы, оказывается весьма востребованной, тем более, что в число ее проблемных областей входят такие вопросы, как различение индивидуальной и общественной форм производства, соотношение между необходимым и прибавочным продуктом, а также распределение прибавочной стоимости (в случае ее возникновения). В настоящей работе данные методологические принципы применяются для анализа идеологических основ социального предпринимательства. Как показано в работе, во многом идеология социального предпринимательства зависит от баланса между его социальной и экономической миссиями. Также с точки зрения формационного подхода показано, что идеология социально-го предпринимательства формируется на этапе перехода от стадии «социализм-предтеча» к новой многоуровневой демократической модели зрелого социализма. Также отмечено, что с точки зрения разделения социального предпринимательства на надстройку и базис сущность социального предпринимательства как социалистической демократической модели вполне укладывается в новый базис, который вступает в противоречие с действующей парадигмой экономических отношений современного капитализма.