Аннотация:Аннотация.
В статье анализируются социально-психологические методы и методики диагностических исследований детских, подростковых и юношеских коллективов и групп: классов, курсов, других учебных групп, а также творческих, спортивных, по интересам и иных групп и коллективов, состоящих из детей, подростков и лиц юношеского возраста. Детально рассмотрены надёжные диагностические методики, применяющиеся в данной области психологической, педагогической и социальной практики, — в ходе проведения разнообразной образовательной, развивающей, формирующей деятельности с детьми, подростками и юношеством. Посредством этих эффективно зарекомендовавших себя на практике методик диагностируются отношения: «личность — личность», «личность — микрогруппа», «личность — малая группа», «личность — средняя группа», а также внутригрупповые и межгрупповые социальные отношения на всех указанных уровнях групповой организации. С помощью (с учётом результатов) данных методов и методик продуктивно осуществляют свою профессиональную деятельность очень многие отечественные специалисты, работающие с детьми, подростками и юношеством. Ими являются: школьные психологи и педагоги, психологи и педагоги дополнительного образования, спортивные психологи, различные педагоги-психологи, классные руководители, учителя-предметники, социальные педагоги, специалисты по социальной работе, вожатые, воспитатели кадет, преподаватели ССУЗов и ВУЗов и мн. др.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: диагностика, социально-психологические исследования, учебные группы, социометрия.