Аннотация:Статья рассматривает различные типы масок, используемых персонажами пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» в общении друг с другом, а также то, кем человек кажется перед Богом (высшей истиной), перед другими людьми и перед самим собой. Сменяемость ситуативных ролей действующих лиц, так же, как и их иллюзорных представлений, имеет различный характер. Мы можем подразделить её на три вида, которые условно называются дивергенцией (от единого к многоликости), конвергенцией (от многоликости к единству), интерференцией (взаимодействие первых двух видов). Иллюзии персонажей «Вишнёвого сада» отсылают нас к будущему, приобретая прогностический характер в проекции на историю России XX века. Некоторые герои проходят через цикл чередований жизнь-смерть-жизнь. Иллюзион смены масок и ролей лишает героев типичности, отрывает их от реальности, и в кажущемся проступает будущее. Таков Лопахин, который после бурной радости приобретения испытывает лёгкое помешательство и объявляет происходящее «игрой воображения». Тем самым он предугадывает скорый конец русского капитализма, и реальность процветания дач и дачников оказывается под вопросом. Некоторые персонажи способны сменить несколько ролей за очень короткое время. Так, Гаев, только что рыдающий от потери имения на торгах, превращается в игрока, которому интересен только бильярд, пусть даже с презираемым им человеком. Напротив, все роли Вари в мечтах и реальности конвергентны и сводятся к заботе о благополучии семьи приёмной матери. Наконец, самый сложный тип, интерференцию масок, представляет Раневская: падшая женщина, кающаяся грешница, любящая мать и мотовка денег дочери – вот все её маски. В итоге героиня возвращается к исходной точке отсчёта – к Парижу, несмотря на все заверения о любви к Родине. Таким образом, каждому герою свойственно заблуждаться и ошибаться, путаясь в хитросплетениях иллюзий и реальности.