Место издания:Ин-т рос. истории Рос. акад. наук Москва
Первая страница:130
Последняя страница:144
Аннотация:В статье рассматривается история становления и развития исламской школы в имперский период. Объектом исследования стали учебные заведения мусульман Закавказья, региона компактного проживания последователей двух течений ислама: суннизма и шиизма. В этом специфика региона, здесь же кроется сложность исследования поставленной темы. Написание инструкций по управлению мусульманским духовенством Алиева и Омарова учений, списка учебных предметов и экзаменов для занятия духовных должностей демонстрирует желание царской администрации создать некую усреднению в догматическом смысле образовательную систему. Развитие мусульманской школы, с одной стороны происходило в русле общеимперской образовательной политики, которая двигалась от централизма к регионализму и обратно, с другой – отвечало чаяниям и следовало изменениям внутри самих мусульманских сообществ региона. Стремление к известной автономности конфессиональной школы и поиск государственной поддержки для открытия учебных заведений среднего уровня (мадраса) в городах Тифлисской, Елисаветпольской, Бакинской и Эриванской губерний являлись характерными признаками изучаемого периода. Попечение о развитии женского образования, противостояние кадимитов и джадидов в выборе форм и целей образовательного процесса позволяет говорить о том, что исламская школа в XIX – начале XX в. проходила через этап поиска форм деятельности, отвечавших вызовам времени.