Аннотация:Социокультурные изменения выступают сегодня важным фактором для понимания развития личности в условиях современности. Социализация подрастающих поколений рассматривается в социальных науках как сложный и противоречивый процесс, где переплетены разные тенденции: общецивилизационные, связанные с распространением феноменов глобализации и цифровизации; общеевропейские, задающие культурные образцы, формирующие то или иное интеллектуальное течение, несущие технологические или социальные инновации; региональные, обусловленные способами жизни в локальных пространствах повседневности, отличающиеся наибольшим творчеством и разнообразием. Реакцией на трансформации современности становится социально-психологическая диверсификация, нормативное разнообразие жизненных траекторий и адаптационных стратегий личности. При этом в психологии социокультурные изменения могут быть осмыслены на разных уровнях анализа: в качестве методологической проблемы; в качестве особенностей развития личности в контекстах современности. В связи с этим предлагается развести конструкты «целостность личности» и «цельность личности». Первый рассматривается как методологический идеал, реализуемый посредством трансдисциплинарного подхода, широкого использования в психологии материалов социальных наук. Второй характеризует структурно-функциональные качества личности и приобретает в ситуации изменений неоднозначность, амбивалентность. Диалектическое понимание процессов современности, включающее описание развития личности посредством антиномий, производит представления, согласно которым в сложных саморазвивающихся системах стабильность опирается на изменения; устойчивость нуждается в разнообразии; гражданская солидарность держится на личностной автономии, а качество социальной адаптации во многом определяется внутренним локусом контроля, способностью к автономии и индивидуализированной активности субъекта. Текущие социокультурные изменения служат предпосылками диверсификации, радикализации и гармонизации адаптационного поведения личности, представленного в социальных науках тремя идеальными типами жизненных стратегий: модернисты, традиционалисты, миксы (смешанные). Утверждается, что смешанные ценности и поведенческие стратегии лежат в основе высокого адаптационного потенциала российской молодежи, динамика которого обусловлена прежде всего социокультурным контекстом.