Эволюционные предпосылки пения самок воробьиных птицстатья

Работа с статьей


[1] Бёме И. Р., Горецкая М. Я. Эволюционные предпосылки пения самок воробьиных птиц // Проблемы эволюции птиц: систематика, морфология, экология и поведение. Материалы международной конференции памяти Е.В.Курочкина. — Т-во научных изданий КМК Москва, 2013. — С. 37–38. Обладая сложной структурой, песня выполняет разные, иногда противоречивые функции (Ильичев, 1972). Основными функциями песни считают: 1) обеспечение встречи половых партнеров, привлечение самки и, возможно, консолидация пары (Мальчевский, 1965; Thorpe, 1961; Catchpole, Slater, 2008; Cooney, Cockburn, 1995 и др.), 2) оповещение о занятости территории (Thorpe, 1961) и поддержание структуры поселения (Krebs, 1976; Catchpole, Slater, 2008). Информационная роль песни состоит в том, что она сигнализирует получателям о мотивационном состоянии, статусе, индивидуальности, популяционной и видовой принадлежности поющей особи (Catchpole, Slater, 2008). Индивидуальное и популяционное распознавание особей по голосу играет большую роль в различных социальных взаимодействиях, связанных с территориальным и брачным поведением птиц. Оно может влиять на выбор брачного партнера, осуществляемый самками (Baker, 1983), а также на уровень агрессии, проявляемой самцами при территориальных конфликтах (Catchpole, Slater, 2008). Основой для индивидуального и популяционного вокального распознавания особей является индивидуальная и географическая изменчивость песни. Большинство работ по изучению функций песни проводились в Европе, где у большинства видов поют только самцы, и поэтому все гипотезы о роли песни высказаны применительно к ним. Однако даже в умеренном поясе, по последним данным, пение самок не является такой уж редкостью. Есть виды, у которых самки регулярно поют и виды, у которых в тех или иных случаях отмечено их пение. В тропических широтах пение самок распространено гораздо шире (Kroodsma et al. 1996; Morton 1996; Langmore 1998; Slater & Mann 2004) и может быть, скорее нормой, чем исключением из правил (Morton 1996).Для некоторых неворобьиных и кричащих воробьиных хорошо известен феномен дуэтного пения, в котором принимают участие и самец и самка. Возможно, изначально у певчих воробьиных пение тоже было характерно для обоих полов. При распространении на север оно вторично было утрачено, хотя структуры головного мозга отвечающие за пение в онтогенезе развиваются у обоих полов.

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть