Аннотация:Источники не позволяют думать, что ожидания конца света в домонгольской Руси носили напряженный характер. Тем не менее можно говорить о двух подъёмах эсхатологической тревожности ― в последнем десятилетии XI в. и в первые десятилетия XIII в. В обоих случаях причиной оживления страхов перед концом света стало, по-видимому, сочетание разнородных событий, входящих в библейский апокалипсический архетип: необычайных явлений природы, которые прочитывались как знамения Божии, массовых бедствий, внутренних и внешних конфликтов, пугающих слухов. В частности, эсхатологические настроения начала XIII в. могли подогреваться и доходящими до Руси вестями о событиях в других странах: масштабных завоеваниях монголов в Азии и падении Византии в результате IV Крестового похода 1202–1204 гг. И то, и другое хорошо укладывалось в рамки апокрифических представлений о сценариях «последних времен». Автор обращает внимание, что в древнерусских текстах первой трети XIII в. появляются первые признаки того, что тема светопреставления стала интересовать не только книжников, знакомых с тайнами апокалипсической традиции, но и простых людей.