Образ народа, его героев и антигероев в советской живописи 1920–1930-х гг. (тема революции и Гражданской войны)статья

Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science

Информация о цитировании статьи получена из Scopus, Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 13 ноября 2019 г.

Работа с статьей

Прикрепленные файлы


Имя Описание Имя файла Размер Добавлен
1. Полный текст Konson_Dontsov_statya_po_sovetskoj_zhivopisi_20-30_gg._20... 101,4 КБ 12 ноября 2017 [DADontsov]
2. WoS_2.gif WoS_2.gif 240,9 КБ 8 августа 2017 [DADontsov]
3. WoS_1.gif WoS_1.gif 271,6 КБ 8 августа 2017 [DADontsov]

[1] Консон Г. Р., Донцов Д. А. Образ народа, его героев и антигероев в советской живописи 1920–1930-х гг. (тема революции и Гражданской войны) // Вопросы психологии. — 2017. — № 2. — С. 99–108. Статья посвящена темам революции и Гражданской войны в России. Живописные полотна, в которых нашла воплощение эта тематика, рассматриваются с методологических позиций психологии искусства. Используя в этой области психологический метод Л.С. Выготского и понятие типажной сюиты С.М. Эйзенштейна в характеристике образа народа в кинематографе, авторы объединяют способы анализа, которые в совокупности соответствуют отечественному методу познания, сформировавшемуся в тот же исторический период, что и советская живопись. Выявлена трагическая тематика ряда картин, которая соответствовала исторической действительности. Авторы показывают, что одна группа картин, изображающая народ, пострадавший в годы Октябрьской революции и Гражданской войны, написана в жанре своеобразного мемориала или в драматически-действенной манере. Эти жанровые разновидности выражались с помощью типажной сюиты, где во внешней стороне содержания (фабульной, согласно теории Л.С. Выготского) передавалось состояние и/или действие, а во внутренней (эмоционально-психологической) стороне – происходило его осмысление. Другая группа произведений, созданных на фронтовую тематику, отличалась плакатно-агитационным или романтически-действенным содержанием и характеризовалась совпадением изначального замысла (фабулы) и его интерпретации (сюжета). Третья группа картин, где в противостоянии ликам народных героев были изображены фигуры карателей и завоевателей, строилась на замыканиях фабулы и сюжета (Л.С. Выготский), поскольку фабула была выражена тончайшей пейзажной живописью, а сюжет выявлялся на основе деформации моральных норм. Такое противопоставление дало возможность художникам воплотить трагическую историю народа как большую духовную ценность, которую они обобщили в широкомасштабной психологофилософеме образ народа как противопоставление его героев и врагов. Главным в раскрытии избранной темы стали для авторов статьи переживания народа, оказавшиеся важным источником коллективистского мировоззрения. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Л.С. Выготский, С.М. Эйзенштейн, психология искусства, исторический, трагический, война, советский, коллективный, культурный, революционный, гражданский, армия, типажная сюита, фабула, сюжет, образ народа, герои, антигерои, враги, художники, живопись, смысл/осмысление.

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть