Аннотация:В данной статье текстовая функциональность системы окказионализмов в романе Дугласа Коупленда разбирается в идейно-смысловом и коммуникативно-прагматическом аспектах. Идейно-художественная значимость окказионализмов рассматривается с точки зрения реализации в романе такого концептуального метатропа, как принцип «смерти понятий», который имеет ключевое значение для понимания картины мира поколения Х. Особое внимание уделяется описанию семантических и деривационных характеристик окказионализмов Дугласа Коупленда, предлагаются принципы классификации индивидуально-авторских слов по лексико-семантическим группам и словообразовательным типам. Разбираются особенности лексических, семантических и фразеологических окказионализмов, представленных в романе. Свойство творимости окказионализмов рассматривается с точки зрения смыслового восприятия речевого сообщения читателем художественного текста. Показано, что тематическое развертывание романа Дугласа Коупленда определяется наличием в нем сложных смысловых единиц, состоящих из окказионализмов и их авторских дефиниций. Конструирование значения таких смысловых единиц читателем требует среди прочего опоры на внутирисловный (словообразовательный) контекст, на макроконтекст романа как единого идейно-художественного целого и на выводное (дополнительное) знание, привлекаемое из широкого фонового контекста. Субъективность в интерпретации окказионализмов определяется также выработкой личностных смыслов в процессе чтения художественного текста.